Этапы написания бизнес-плана:
1. Предпроектное исследование (маркетинговое исследование). На этом этапе происходит сбор исходных данных для реализации проекта, маркетинговый анализ. Предварительно оценивается эффективность проекта, без учета схемы финансирования (процентных ставок по кредитам, порядка исчисления и сроков уплаты процентов и т.д.).
2. Анализ наилучшего и наиболее эффективного использования.
3. Проектирование. На этом этапе показатели эффективности рассчитываются с учетом схемы финансирования.
1. Проведение маркетинговых исследований
Современный рынок - сложное явление, подверженное действиям спроса и предложения. Важно определять состояние рынка и тенденции его изменения и развития.
Общий план проведения маркетингового исследования
Этап первый
- Принятие заявки на маркетинговое исследование
- Отработка заявки после распределения
- Формирование рабочей группы и подписание приказа о проведении маркетингового исследования
- Распределение обязанностей внутри рабочей группы и определение сроков выполнения работ
- Разработка плана маркетингового исследования
- Встреча с клиентом для уточнения цели и задач исследования, определение объема и сроков работ
- Составление технического задания
- Составление и подписание договора на маркетинговое исследование
Этап второй
- Проектирование и определение объема общей выборки, а также ее сегментация, исходя из целевой направленности исследования
- Определение вида данных и методов сбора информации
- Разработка форм и бланков для систематизации данных
- Сбор информации и заполнение разработанных форм.
- Создание электронной базы данных
Этап третий
- Сортировка данных по анализируемым признакам, согласно тех. заданию
- Обработка отсортированных данных методами математической статистики
- Систематизация полученных результатов, представление их в виде таблиц, списков
- Выбор оптимальной графической формы представления результатов обработки базы данных
- Анализ и составление комментариев к полученным результатам, представленным в графическом и табличном видах
- Систематизация обнаруженных в ходе исследования закономерностей
- Интерпретация полученных результатов прогноза в графической форме
- Приобщение к полученным результатам архивной информационно-аналитической базы последних лет
- Составление прогноза развития объекта исследования на основе полученных тенденций
- Формирование текстовой части отчета о проведенном исследовании и выявленных тенденциях
- Проверка аналитического этапа отчета руководителем группы, внесение корректировок
Этап четвертый
- Подготовка комментариев по прогнозу и рекомендаций по оптимальному управлению объектом исследования
- Проверка результатов этапа прогнозирования руководителем группы, внесение корректировок
- Комплектование отчета о маркетинговом исследовании в соответствии с утвержденным с планом и содержанием
- Редактирование и оформление отчета в соответствии с утвержденным стандартом
- Итоговая проверка отчета о маркетинговом исследовании руководителем группы
- Передача отчета заказчику.
2. Анализ лучшего и наиболее эффективного использования
Включает в себя следующие этапы:
- Описание инфраструктуры объекта (если анализируется земельный участок, находящийся в черте города, то применяется метод личного исследования)
- Предлагаемые варианты использования площади
- Анализ лучшего и наиболее эффективного использования
- Общие выводы по анализу
3. Проектирование
- Выявление основных факторов, определяющих рыночную стоимость проектируемого объекта
- Динамика роста рыночной стоимости объекта в зависимости от стадии строительства
- Прогноз привлечения инвестиций на разных стадиях строительства
- Расчет возможной величины издержек проекта на основе статистических и практических данных
- Прогнозирование наиболее вероятных арендных ставок в рассматриваемом комплексе (на момент сдачи в эксплуатацию)
- Расчет возможных доходов от реализации проекта:
- Обоснование варианта управления объектом
- Обоснование варианта продажи объекта
- Сводный укрупненный расчет доходов и расходов проекта в случае, если объект остается в ведении компании
- Определение доходности проекта, экономических показателей эффективности проекта:
- Статистические:
- ARR- (average rate of return) - средняя (бухгалтерская) норма отдачи в денежных единицах на единицу вложенных средств
- PB - (payback period - период окупаемости) - показывает за какой период проект окупится полностью и начнет приносить положительную чистую прибыль
- Динамические:
- NPV - (net present value - чистая приведенная стоимость) показывает сумму итогового дохода с учетом обесценивания денег
- IRR - (internal rate of return) - внутренняя норма отдачи, являющаяся максимальной ставкой дисконтирования, допустимой для реализации данного проекта
- PI - (profitability index - индекс рентабельности) - действительная сумма дохода на единицу вложенных средств
- DPB - (discounted payback period - дисконтированный период окупаемости) - показывает за какой период проект окупится полностью и начнет приносить положительную чистую прибыль, учитывая обесценивание денежных средств во времени
- Статистические: